«Золотого льва» Венеции получила картина про запретный аборт

Главную награду 78-го Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» получила картина «Событие» («Хэппенинг») Одри Диван, где в подробностях показан подпольный аборт, на который вынуждена пойти французская студентка. Таков выбор жюри во главе с южнокорейским режиссером Пон Джун Хо, известным всему миру по фильму «Паразиты».

«Золотого льва» Венеции получила картина про запретный аборт

«МК» уже рассказывал, как печально завершился поход на этот фильм для одной из зрительниц, которой стало плохо, когда героиня решила прервать беременность при помощи вязальной спицы. Пришлось вызывать врачей. Сняла «Событие» французский режиссер ливанского происхождения Одри Диван, активно выступающая за права женщин в киноиндустрии. Ее героиня — 23-летняя студентка — беременна, а аборты во Франции 1963 года запрещены. За них можно угодить в тюрьму. Но девушка пытается сначала сама прервать беременность, а потом обращается к подпольной акушерке. И мы следим за процессом в режиме реального времени, словно студенты медицинского вуза. Картина по-своему интересна, но «Золотой лев» ей мог достаться только в эпоху активного движения MeToo.

Тема нежелательной беременности, родов и материнства прошла через всю программу фестиваля, который, как теперь уже ясно, неслучайно открылся картиной «Параллельные матери» Педро Альмодовара. Его героини встречаются в родильном доме. Этот фильм принес награду — Кубок Вольпи — Пенелопе Крус, для которой это восьмая совместная работа со знаменитым испанским режиссером. Как минимум еще три картины содержали в названии слово «мать». Одна из них — «107 матерей» — отмечена в программе «Горизонты» за лучший сценарий. Второй Кубок Вольпи за актерскую работу получил филиппинец Джон Арсилла, сыгравший в картине «На работе: пропавшие 8» Эрика Матти, воспринимающейся как чудо, поскольку география фестиваля была как никогда узкой, было крайне мало картин из Азии и других удаленных территорий. Пандемия сыграла здесь свою роль.

«Рука бога» итальянского режиссера Паоло Соррентино, снятая в его родном Неаполе и отчасти автобиографическая, отмечена Гран-при. Приз имени Марчелло Мастроянни, предназначенный талантливым молодым артистам, получил 21-летний Филиппо Скотти, сыгравший у Соррентино главную роль. Картина посвящена Марадоне, который невольно спас жизнь 14-летнему режиссеру, увлеченному футболом. Его родители задохнулись из-за утечки газа, а он в это время отправился на матч. 

Режиссерский дебют «Потерянная дочь» американской актрисы Мэгги Джилленхол по роману Элены Ферранте с Оливией Колман в главной роли отмечен за лучший сценарий. Получая награду, Мэгги вспомнила, как много личного связывает ее с Италией: здесь она впервые выходила замуж и зачала дочь. Без воспоминаний о беременности на нынешнем фестивале — никуда. Название культового фильма Альмодовара «Все о моей матери» могло бы стать лозунгом Венеции. Героиня Колман, отдыхая на греческом острове, наблюдает за незнакомой ей молодой парой, у которой есть маленькая дочка, и в памяти всплывают эпизоды собственной жизни, когда она больше думала о карьере, чем о семье. 

Легендарная Джейн Кэмпион из Новой Зеландии, обладательница «Золотой пальмовой ветви» в Каннах в 1993 году за фильм «Пианино», много лет удерживала титул единственной женщины-режиссера, имеющей эту награду. Недавно она лишилась своей исключительности, когда в Каннах победил «Титан» Джулии Дюкорно. В Венеции Кэмпион представила «Собачью власть», отмеченную «Серебряным львом» за режиссуру. Самая необычная картина венецианского конкурса — «Дыра» Микеланджело Фраммартино — получила спецприз. Она без слов, разве что старый пастух улюлюкает, призывая своих подопечных к порядку. Всю жизнь он прожил вдали от большого мира, в Калабрии, куда в 1961 году приезжают спелеологи изучать глубокие пещеры с риском для жизни. Кажется, что впадины бездонны, как бездонна жизнь человека. Но это только видимость, и все имеет свой предел. Старый пастух тихо умирает в своем скромном доме, завершая земной круг.

Россию в основном конкурсе представлял фильм «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, отсылающий к находкам Эйзенштейна. Он создан в копродукции России, Франции и Эстонии, а главную роль сыграл Юра Борисов, продолжающий триумфальное шествие по главным мировым фестивалям. Два фильма с его участием были представлены в конкурсе в Каннах, потом в Локарно. Он также снимался в картине «Мама, я дома» Владимира Битокова, показанной в новой венецианской секции «Горизонты. Экстра», и таким образом сыграл в наших двух картинах сюрреалистических сотрудников спецслужб. После премьеры «Мама, я дома» развернулась бурная дискуссия по поводу того, что Александр Сокуров, воспитавший таких учеников, как Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Владимир Битоков в своей мастерской в Кабардино-балкарском университете, лишен поддержки государства. Его фонд, ориентированный на работу с молодыми режиссерами, просто умирает.

В «Горизонтах. Экстра» победила финская лента «Слепой, который не хотел смотреть «Титаник» Тееми Никки. Таков выбор зрителей. В течение полутора часов на экране мы видим лицо актера Петри Пойколайнена, сыгравшего собственную судьбу. Восемь лет назад ему диагностировали рассеянный склероз, после чего он покинул театр, передвигается на коляске, поскольку парализован и ослеп.

Так завершился еще один фестиваль эпохи пандемии. Только 10 процентов приехавших журналистов и гостей, среди которых и россияне, сдавали каждые 48 часов тесты на ковид и имели аккредитацию с надрезанным уголком, словно свидетельствующую — «опасно для жизни». Любой охранник понимал, кто перед ним, и тут же усиливал бдительность. В фестивальных медпунктах выявили пять положительных тестов, которые не подтвердились. А двое гостей все-таки оказались носителями ковида и до сих пор содержатся в венецианской клинике.

Источник: www.mk.ru

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *