Строим город, в котором хочется жить

«Наш город — это город, в центре которого стоят интересы каждого москвича»: подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин в своем ежегодном отчете перед депутатами Московской городской думы в среду, 22 декабря 2022 года. Главной темой разговора стала пандемия коронавируса: сейчас, спустя почти два года, уже можно с уверенностью говорить — Москва справилась. Нас не подвели ни система здравоохранения, ни экономика, ни сознательность самих москвичей.

Строим город, в котором хочется жить

фото: duma.mos.ru

Главной темой выступления Сергея Собянина стала борьба с коронавирусом — впервые мы столкнулись с болезнью в марте 2020 года, и сейчас, спустя почти два года, уже можно делать выводы. Москва справилась: она продолжает жить, а не выживать, несмотря на сложную ситуацию.

«Ковид стал тяжелым испытанием для простых москвичей и для бизнеса. Но вирус победить нас не смог и не сможет. Вопреки всем сложностям и проблемам Москва не только выживает. Москва живет. И, по мнению экспертов, справляется с пандемией лучше многих других городов мира», — подчеркнул Собянин.

Самое наглядное подтверждение этому факту — бюджет, который остается социально ориентированным. Рост инвестиций составил 21,9%. В 2020–2022 гг. Москве не пришлось ставить на паузу ни один из значимых проектов — в городе, как и было запланировано, открываются новые станции метро, реализуется программа реновации, проводится капитальный ремонт поликлиник, строятся новые школы и детские сады. Все выплаты пособий тем, кто в них нуждается, сохранены в полном объеме. Важный вопрос — поддержка малого и среднего бизнеса, пострадавшего от пандемии: тут Москва тоже не собирается опускать руки.

Строим город, в котором хочется жить

С заботой о каждом

Здравоохранение остается одним из самых приоритетных направлений развития Москвы. Набран достаточный запас прочности, чтобы пандемия коронавируса не влияла на лечение остальных болезней и плановую медицинскую помощь. «Система здравоохранения доказала свою способность к долгосрочному противостоянию пандемии», — подчеркнул в ходе своего отчета Сергей Собянин.

Одной из важнейших реформ в московском здравоохранении за последние годы стала цифровизация документооборота. Теперь преимущества цифровых сервисов в полной мере ощущают сами москвичи — более 7 млн жителей столицы получили доступ к электронной медицинской карте на портале mos.ru. Это своего рода личный кабинет пациента московских поликлиник системы ОМС, где можно не только увидеть историю своих посещений, записи, результаты обследований, но и самому вносить результаты самонаблюдений и сторонних обследований. А еще именно на базе цифровой платформы ЕМИАС (которая и интегрирует системы московских поликлиник и многих больниц) появилась возможность полноценной телемедицины — то, что ранее было прерогативой дорогих частных клиник.

Продолжается модернизация, приведение к лучшим мировым образцам системы онкологической помощи. «Современную таргетную, иммунную и гормональную терапию будут получать пациенты, страдающие 10 различными видами рака, — отметил Сергей Собянин. — В совокупности на эти диагнозы приходится 90% пациентов». Это будет достигнуто за счет расширения программы лекарственного обеспечения онкологических пациентов. Паллиативное звено медицины также модернизируется.

В целом доступность медицинской помощи, по словам мэра, находится на рекордном уровне и будет расти. Этому помогли наработки во время пандемии — теперь система здравоохранения может справляться с намного большим потоком пациентов. «За эти годы количество стационарной помощи не уменьшилось, а увеличилось на 20%. А высокотехнологичная медицинская помощь увеличилась в пять раз», — сказал Собянин.

В частности, в городе работают более 1000 бригад «скорой помощи». На экстренные вызовы врачи приезжают за 10–11 минут. Растет и доступность высокотехнологичных видов диагностики и лечения: так, в 2011–2020 гг. в городские медицинские учреждения поступило 3204 аппарата ИВЛ и 282 компьютерных томографа. Сейчас по числу аппаратов КТ на 100 тысяч человек населения Москва — один из наиболее благополучных городов в мире, а ИВЛ в столице России примерно втрое больше на душу населения, чем в Великобритании, Франции, Испании.

Московская система здравоохранения, добавил мэр, шагнула на качественно новый этап развития. В частности, отработаны в реальных, «боевых» условиях алгоритмы быстрого развертывания и обратной консервации дополнительных койко-мест — эти технологии позволяют быть готовыми к превратностям пандемии. Отработано и снабжение москвичей бесплатными лекарствами — 2 млн упаковок получили москвичи в уходящем году.

Продолжается модернизация московских поликлиник по новому столичному стандарту. «Жители получают в старом здании совершенно новую, ультрасовременную поликлинику с полным спектром медицинских услуг, — подчеркнул Сергей Собянин. — Будет открыто порядка 30 новых поликлиник в районах, где их объективно не хватает. Количество поликлиник под комплексную реконструкцию увеличено до 200 зданий».

При этом здравоохранение развивается не в ущерб остальным видам социальной поддержки. Так, многодетные семьи в ближайшее время получат право бесплатного проезда в общественном транспорте для обоих родителей. В целом же в бюджете на 2022 год социальные расходы выросли на 9,1%, они составляют больше половины общего объема расходов.

Строим город, в котором хочется жить

На Люберецких очистных сооружениях завершился второй этап реконструкции. Окончить работы планируют в 2023 году.

Где дышится легко

Еще один качественный скачок в Москве произошел в отношении к окружающей среде, подчеркнул Сергей Собянин. На данный момент в Москве реализуются и уже реализованы множество крупных экологических проектов, например, реконструкция Московского нефтеперерабатывающего завода, ряда очистных сооружений.

Среди ключевых мероприятий, которые реализованы и реализуются в последние годы, — улучшение экологических характеристик городского и частного транспорта, запрет на продажу топлива экологического класса ниже «Евро-5», запрет на въезд в Москву неэкологичных грузовиков и автобусов, закрытие экологически вредных производств (цементный элеватор в Печатниках, завод «Эколог»). Продолжается активное озеленение города.

Результаты грамотной экологической политики не только ощутимы (например, во многом ушла загазованность улиц), но и измеримы. Так, по сравнению с 2010 годом концентрация основных загрязняющих веществ в атмосфере снизилась в 1,5–2,7 раза, в т. ч. РМ10 (мелкие взвешенные частицы) — в 1,5 раза, диоксид серы — в 1,8 раза, оксид азота в 2,5 раза, оксид углерода в 2,7 раза. Это отражено и в международных рейтингах — в частности, Москва стабильно входит в число 20–30 городов мира с наименьшим загрязнением воздуха взвешенными частицами. Для одного из крупнейших мегаполисов Европы — это значительное достижение.

Бережем святыню нашу

В городе продолжается реализация программы реставрации объектов культурного наследия. Так, в 2021 году, отметил Сергей Собянин, сданы 170 отреставрированных памятников, а всего с 2011 года отреставрировали 1718 объектов культурного наследия. Среди наиболее ярких отреставрированных памятников этого года — Большой Каменный мост, гимназия Медведниковых в арбатских переулках, исторические скульптуры на площади Гагарина. «Звездным» объектом стала бывшая электростанция «ГЭС-2», превратившаяся в один из лучших центров современного искусства страны.

Строим город, в котором хочется жить

ГЭС-2, ставшая культурным центром, — главная жемчужина московской реставрации 2021 года.

— Многие здания находились даже не в неудовлетворительном, а в аварийном состоянии, — подчеркнул мэр. — При прежних властях необходимые реставрационные работы бессрочно откладывали, а в таком деле даже небольшое промедление может привести к разрушению памятника или заметно усложнить задачу будущим реставраторам.

Столь активная реставрация памятников культуры стала возможной в результате совместных усилий правительства Москвы, федеральных ведомств, РЖД, частных инвесторов, меценатов, Православной церкви — иначе говоря, всех собственников исторических зданий. 36%, или 622 объекта из отреставрированных за 10 лет, сделаны за счет бюджета Москвы, 396 объектов (или 23%) — за федеральный счет, остальные восстановили частные инвесторы. В результате число московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 2010 г. в 6,8 раза (с 1325 до 194 зданий). А доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66% до 95,4%.

Система охраны культурного наследия, отметил Сергей Собянин, исправно работает и способна обеспечить бережное отношение к истории города в ходе градостроительной деятельности. Так, почти вся центральная историческая часть города находится под государственной охраной в связи с наличием на ее территории выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой в границах города Москвы XVIII века (Камер-Коллежского вала)». Есть и другие охранные зоны — и в их границах вся градостроительная деятельность согласовывается с Департаментом культурного наследия Москвы.

На плечах гигантов

Наиболее масштабными, однако, являются не эти проекты, а строительная программа города. Причина очевидна: сейчас создается новый инфраструктурный каркас мегаполиса, одного из крупнейших в Евразии. И во многом этот каркас приходится строить именно сейчас — советского задела категорически не хватает. Амбициозность и размах дорожно-транспортного и инфраструктурного строительства может оценить любой, кто выходит на московские улицы.

«Начиная с 2011 года мы открыли 100 новых станций метро и МЦК, рядом с которыми живут, работают или учатся около 5 млн москвичей, то есть в год около 10 станций, — подчеркнул Сергей Собянин. — Сеть Московского метрополитена выросла в 1,5 раза. Это наивысшие темпы развития в истории московского метро. К ним нужно добавить два первых диаметра наземного метро МЦД — 60 остановок, платформ бывших, большинство из которых не уступает самым современным станциям метро».

Строим город, в котором хочется жить

Открытие после реконструкции станции «Каховская» в составе Большой кольцевой линии Московского метрополитена.

В планах Москвы на ближайшие годы строительство еще порядка 50–60 новых станций метро, включая завершение строительства БКЛ. «В 2023–2024 годах будут открыты два новых диаметра наземного метро: МЦД-3 и МЦД-4», — объявил мэр Москвы. Напомним, железнодорожные диаметры реконструируются по стандартам наземного метро, с интегрированными пересадками на подземный и наземный транспорт, общей тарифной системой, комфортными остановочными пунктами и подвижным составом.

Уже в начале 2023 года, по планам мэрии, будет завершено строительство Большой кольцевой линии, включая станцию «Кленовый бульвар», а это даст возможность приступить к строительству следующей — Бирюлевской — линии. Этого транспортного объекта уже многие годы ждут жители одноименных районов — вкупе с реконструкцией Павелецкого диаметра электричек под МЦД транспортная ситуация в ЮАО будет намного легче, чем сейчас. От станции «ЗИЛ» МЦК поезда пойдут до района Бирюлево-Западное: проектные работы уже заложены в Адресную инвестиционную программу московского бюджета.

Развивается и дорожная сеть: грандиозным транспортным проектом последних лет стали четыре хордовых магистрали. Из них Северо-Западная и большая часть Северо-Восточной хорды уже действуют, а Южная рокада и Юго-Восточная хорда активно строятся. В ближайшие два года, по словам градоначальника, магистрали должны соединиться между собой. Только в 2021 году построили 61,8 километра дорог, 32 искусственных сооружения: эстакад, развязок, путепроводов.

— Дорожная инфраструктура города выросла на 20% от того, что построено за всю историю города, — резюмировал мэр. — Из 1100 км новых дорог значительную часть составляют сложнейшие транспортные сооружения: тоннели, развязки, эстакады, возводить которые приходится в невероятно сложных условиях.

— Те инициативы, которые были заложены 3–4 года назад, в этом году логично завершились, — комментирует Норайр Блудян, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического института. — Прежде всего, конечно, речь об МЦД — этот проект будет продолжаться до конца 2024 года. Еще важный момент — открытие 10 станций метрополитена на БКЛ. Это рекорд: таких показателей не было у нас в последние 50 лет. Следующий момент — перевод общественного транспорта на электробусы: скоро должно быть 1000 электробусов в Москве, и скоро наш город станет лидером в мире по этому критерию. Что предстоит наращивать? В этом году утвердили транспортную стратегию до 2035 года, и Москва будет наращивать проекты «зеленого» транспорта, а также цифровизацию транспортной системы, создание новой инфраструктуры. 2021 год — это разумное продолжение тенденций прошлых лет.

Строим город, в котором хочется жить

Реформа общественного наземного транспорта, по словам эксперта, — это иной подход при формировании маршрутной сети. ЦАО и ЮАО — это пилотные округа, где отрабатываются все элементы проекта, и в 2022 году новые правила будут действовать по всему городу. Конечно, москвичи будут привыкать некоторое время, однако все, что касается внесения изменений в маршрутную сеть, требует предварительной работы с населением.

Третий компонент инфраструктуры города — социальные объекты. Они столь же важны для обеспечения комфортной городской жизни, как и транспорт, и инженерные сети. В уходящем году построены 6 новых медицинских объектов, 7 образовательных комплексов на 4150 мест, пять спортивных центров, два культурных объекта. Под конец года намечено открытие знакового объекта — обновленного входа в зоопарк у станции метро «Баррикадная» и пешеходного моста между старой и новой территориями зоопарка.

Строим город, в котором хочется жить

Первый жилой дом в Марфине, построенный по программе реновации.

Московских окон новый свет

Общеизвестно, что Москва в наши дни — безусловный центр российского жилищного строительства. «В 2021 году в Москве было возведено более 7 млн кв. м жилья, — подчеркнул Сергей Собянин. — Это в два раза больше, чем, скажем, в 2014-м, 2015-м. Это рекорд за всю историю города». Во многом такие темпы — это результат грандиозного (и ставшего модельным для других регионов) плана реновации пятиэтажного и ветхого жилого фонда. В программу включены 5176 домов, это около 350 тыс. квартир общей площадью 16,4 млн кв. м, в которых проживает порядка 1 млн жителей.

«В результате увеличения жилищного строительства квартиры в Москве станут более доступными для жителей города», — подчеркнул мэр.

Заселение домов в рамках программы реновации началось еще в 2018 году, сейчас число стартовых площадок достигло 534, а переселены или переселяются в данный момент жители 388 домов. Построены 168 новых домов общей площадью 2,1 млн квадратных метров, а всего ведется проектирование и строительство 300 домов общей площадью 5,4 млн кв. м.

По планам реновации, до 2024 года будет переселено 189 тысяч москвичей, в 2025–2028 еще 368 тысяч, а максимальное количество переселенцев придется на третью волну — 2029–2032 годы, 424 тысячи человек. Как подчеркнул Сергей Собянин, речь не только и не столько о постройке новых домов — полностью модернизируется по современным стандартам вся городская среда, от инженерных коммуникаций до озеленения и ландшафтного дизайна.

— Трудная и амбициозная задача — сделать так, чтобы в большом городе, таком, как Москва, хотелось жить, — резюмировал мэр, обращаясь к депутатам и москвичам. — Но именно это интересно, именно эти цели мы выбрали. И думаю, что они нам по плечу.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.