Новая редакция Конституции Белоруссии урезала права президента

В Белоруссии обнародован проект изменений в Конституцию страны. Предложенный вариант выложен на сайте Национального правового интернет-портала, а также на сайте президента страны. Граждане Белоруссии могут высказать свои мнения и предложения до февраля месяца.

Новая редакция Конституции Белоруссии урезала права президента

Фото: president.gov.by

Во вводную часть и главы 1 и 2 внесены незначительные поправки, придающие Конституции страны более современный вид, а также расставляющие приоритеты. Например, во вводной части появилась приписка, что народ Беларуси принимает Конституцию не только на основе неотъемлемого права на самоопределение, но также на основе «сохранения национальной самобытности и суверенитета». Добавлена и новая цель Конституции — «желая обеспечить мир и гражданское согласие, благополучие граждан, незыблемость народовластия, независимость и процветание Республики Беларусь».

В статье 7 сообщается, что высшую юридическую силу в стране имеет Конституция. «Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией». В статье 15 говорится, что государство теперь ответственно не только за сохранение историко-культурного и духовного наследия, но также «обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». А в статье 18 появилось важное дополнение: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».  Еще из новинок ответственности государства: «Государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании» . Важное уточнение появилось и в разделе «семья»: статья 32 Конституции в пику новомодным тенденциям закрепляет понятие брака, как союза «мужчины и женщины». А родителям теперь вменяется в обязанность не только воспитывать детей, но и «готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси». Появилась и новая статья, посвященная молодежи. В ней говорится, что «Государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества». В разделе по охране здоровья появилась важная в наше время приписка: «Граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья».

  От прав и обязанностей переходим к политической части, в которой и появилось больше всего изменений. В статье про избирательное право добавлена строка: «Не имеют права избирать и быть избранными … лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы».  В статью о финансировании выборов добавлена строчка о том, что «Запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом» — опять же в духе времени.  

В разделе о выборах впервые упоминается абсолютно новая политическая структура Белоруссии — Всебелорусское собрание. В статье 71 говорится, что «Председатель и члены Центральной избирательной комиссии избираются на пять лет и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием». Появляется эта структура и в главе про референдумы, как один из возможных инициаторов плебисцитов. Особо должна порадовать граждан новая редакция главы о президенте. В ней говорится, что «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков». Изменились и требования к кандидатам в президенты. Теперь не могут баллотироваться на пост люди, моложе 40 лет. К тому же кандидат должен проживать в Республике Беларусь «не менее 20 лет непосредственно перед выборами». Плюс — не иметь ранее  «гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства».Что касается полномочий президента, то премьер-министра он теперь может назначать с согласия Палаты  Представителей, а Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя и членов Правления

Национального банка — «с предварительного согласия Совета Республики». Президент имеет право ввести Чрезвычайное положение в случае «попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа, массовых и иных беспорядков».

А вот самого президента может сместить с должности всемогущее Всебелорусское собрание — «в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления». Отправить запрос Собранию на смещение президента может сам народ, набрав не менее 150 тысяч подписей. В случае невозможности президентом исполнять свои обязанности они теперь переходят не к премьеру, а к Председателю совета Республики. А вот еще одна «примета времени»: «В случае гибели Президента в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, военной агрессии, вследствие иных действий насильственного характера: заседания Совета Безопасности проводятся под руководством Председателя Совета Республики; незамедлительно на основании решения Совета Безопасности в установленном порядке на территории Республики Беларусь вводится чрезвычайное или военное положение; государственные органы и должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета Безопасности».

Новой политической структуре — Всебелорусскому Народному собранию — посвящена целая глава. Конституция определяет его как «высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие». Делегатами собрания являются президенты — действующий и бывший, представители законодательной, исполнительной и судебной власти; представители местных Советов депутатов;

представители гражданского общества, выбранные от каждой области и города Минска…Предельная численность Собрания 1200 человек. Срок полномочий — пять лет. Так же, как у президента и Парламента. Что же входит в полномочия этого нового органа? Утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, концепции национальной безопасности; программы социально-экономического развития. Собрание имеет право рассматривать вопрос о легитимности выборов, вносить предложения по референдуму, принимать решение по смещению Президента, вводить чрезвычайное и военное положение, избирать по согласованию с Президентом Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и членов Избирательной комиссии. Также этот орган «дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам». В общем, весьма влиятельный орган, который может подстраховать Лукашенко в случае его отставки. Ведь он автоматически становится делегатом Всебелорусского народного Собрания, и, возможно, его Председателем.

Предлагаемые изменения в Конституцию и впрямь ограничивают власть президента, но не самого Лукашенко.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *