Для российской молодежи создали ликбезовские ролики про СССР

Грядет дата – 26 декабря будет 30 лет с момента распада СССР. В постсоветском пространстве выросло уже целое поколение, которому, говоря по правде, уже до лампочки, как жили даже не их мамы и папы, а бабушки и дедушки в своем детстве и юности. Однако историю своей страны забывать негоже, поэтому Общественная палата РФ провела круглый стол «Как рассказывать молодому поколению про СССР?», попытавшись найти способ возбудить интерес школьников и вложить в их «тиктокерские» головы знания о советской эпохе. 

Для российской молодежи создали ликбезовские ролики про СССР

1 мая 1920 года в Москве. Фото: The Graduate Institute, Geneva

Вела дискуссию Ирина Великанова, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России.

Участники – заслуженные учителя и кандидаты наук, представители Российского исторического общества, вузов и институтов – сошлись во мнении, что с юным поколением нужно разговаривать на их же языке, «языке стеба и хештегов». Для этого, например, в рамках Музея современной истории России было создано 20 коротких анимационных видеороликов «терра Советика» в стиле motion comics (проще говоря, анимированных комиксов) вперемешку с исторической черно-белой хроникой, которые расшифровывают детям популярные в эпоху СССР аббревиатуры и разъясняют основные моменты советского прошлого их бабушек и дедушек.

Например, там рассказывается, как после революции в советской России принялись за искоренение безграмотности рабочих и крестьян. «Только представьте: это Москва 1921 года, а это молодой рабочий Иван, который недавно приехал из деревни. Он не умеет читать и писать, а документы подписывает крестиком. И таких очень много, почти все. А с такими людьми коммунизма не построишь, поэтому быстро нужно сделать новых людей: грамотных, культурных и политически подкованных», – идет закадровый текст. И дальше детям языком «веселых картинок», знакомых слов типа «это был крутой проект» рассказывают о ликбезе: избах-читальнях, «букварях для рабочих» и так далее. «В свободное время рабочий или крестьянин идут в клуб или избу-читальню, чтобы почитать, а не выпить», –  оптимистично сообщает детям голос за кадром. 

В следующем ролике про советскую науку – сюжет про то, как у нас победили полиомиелит с помощью «конфеты-вакцины», которую давали всем детям. «Это был один из главных триумфов советской науки, ярче были лишь успехи в сфере атома и космоса». Дальше детям показывают запуск в СССР первого спутника и первого человека в космос –  Юрия Гагарина. «Никто не верил, что в молодой стране, где еще сорок лет назад две трети населения было безграмотно, будет открыта первая в мире атомная электростанция, построен циклотрон – дедушка андронного коллайдера», однако «любая научная работа должна была сопровождаться цитатами из Ленина и Маркса». Иллюстрация – Ленин и Маркс в космических скафандрах: «Все на МАРкС!» (легкий стеб, как мы поняли). 

«Это называется шок-контент, в первую очередь, это было шоком для самих музейщиков, но другого языка, который могли бы услышать школьники, нет, – уверен Никита Аникин, заместитель генерального директора по развитию и внешним коммуникациям музея современной истории России. – Это, во-первых, должно быть очень коротко. Про слово «читать» можно вообще забыть. Если начинаешь разговаривать серьезно со школьниками, все, взгляд затухает. Но, несмотря на стеб, у нас представлен позитивный взгляд на СССР, чтобы они видели, за что боролись их бабушки, прабабушки и прадедушки, ради чего жили советские люди».

Однако учитель истории, заслуженный учитель РФ, председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин считает, что молодежь вся разная, и «ролики это здорово», но есть дети, которые хотят изучать историю «глубже и дальше». «Самое главное, нужно  прививать уважительное отношение к истории. Например, есть старые советские фильмы «Иваново детство», «Летят журавли» – этот мир детям не откроется сам, их нужно привести  туда», – считает Павел Панкин. 

Несмотря на новомодные среди подростков методы донесения до них исторических знаний, главную роль продолжает играть учитель этого предмета. Не случайно в стране уже в шестой раз проводился конкурс «Учитель истории», который должен поддерживать самых ярких и самых увлеченных педагогов и распространять в регионах их инновационные практики. Павел Панкин считает, что главный вопрос для учителя – как современную молодежь, которая «не плохая, а просто другая», приблизить к себе, «зацепить»? 

Донести до детей историю учителям должны помочь, прежде всего, музеи – такой вывод делают эксперты. Вопрос только, как это делать. «Посетителями краеведческих музеев по большей части являются дети до 18 лет, а с ними немыслимо вести разговор только через артефакты, – высказалась председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Ирина Великанова. – Должно быть два уровня: артефакт и цифра. С детьми надо разговаривать через знакомую им систему хештегов и интерактивных киосков».  

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *